Te-4 (Тип 89 специальный)
|
В 1928 году японская армия приобрела лицензии на производство английских
авиационных пулеметов фиксированного Vickers class E и подвижного Vickers class
F. Первый пошел в производство на арсенале армии в Токио как 89-Shiki (Тип 89),
позднее производство было организовано на арсеналах Кокура и Нагоя. Все
изменения свелись лишь к замене патрона с английского "0.303 British" на
отечественный 7.7х58SR Тип 92. От производства турельной версии японская
армия первоначально отказалась ввиду того, что в конце 20-х годов на вооружение
был принят спаренный турельный пулемет конструкции Киджиро Намбу Тип 89.
История этого пулемета, часто ошибочно называемого модификацией английского
Виккерса, уходит корнями в годы 1-й Мировой войны, когда в 1914 году на базе
французского пулемета Hotchkiss Mle 1914 была разработана собственная японская
конструкция станкового пулемета, известная как Тип 3 калибра 6.5 мм.
Конструктором его стал полковник Киджиро Намбу.
От французских прототипов японский пулемет Тип 03 отличался органами управления
огнем, а также деталями узла запирания ствола и других элементов. Пулемет Тип 03
использовал стандартные для японской армии того периода патроны калибра 6.5 мм.
В в 1932 году на вооружение японской армии был принят новый
винтовочно-пулеметный патрон 7.7x58SR Тип 92 (92 от 2592 года, дата мифического
основания Японской империи), призванный со временем заменить не полностью
удовлетворявший по армию своим характеристикам патрон калибра 6.5мм.
Пулемет использовал газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым
поршнем с длинным рабочим ходом. Ствол воздушного охлаждения, имеет массивное
оребрение и не может быть быстро заменен в боевых условиях. Стрельба велась с
открытого затвора, только автоматическим огнем. Запирание канала ствола
осуществляется при помощи специального вертикально скользящего клина,
расположенного в задней части затвора. При приходе затвора в переднее положение
запирающий клин опускается при помощи фигурных пазов в затворной раме, и боевые
упоры на его боковых поверхностях входят в пазы ствольной коробки. После
выстрела при движении газового поршня и затворной рамы клин поднимается вверх,
отпирая затвор. Питание патронами осуществлялось из жестких лент-кассет (по типу
французского пулемета Гочкисс) емкостью 30 патронов, или из полужестких лент,
состоящих из соединенных шарнирно жестких звеньев емкостью 3 патрона каждое
(всего 83 звена, общая емкость 249 патронов). Подача ленты √ слева направо. В
конструкции пулемета была предусмотрена специальная масленка, обеспечивающая
смазку патронов в ленте перед их подачей в ствол, что гарантировало надежную
экстракцию в условиях загрязнения оружия, но повышала его сложность и затрудняло
эксплуатацию.
Первая попытка приспособить пулемет в качестве оборонительного вооружения
зарождавшейся японской авиации относится к марту 1918 года, когда он был испытан
на авиабазе Кагамигахара и со следующего месяца стал стандартным оборонительным
вооружением на японских самолетах, пока еще иностранного производства. Однако,
недостаточно высокий темп стрельбы пулемета и слабый патрон калибра 6.5 мм
делали пулемет Тип 3 не слишком эффективным оружием для авиации. Начиная с 1922
года в Японии начались эксперименты по поиску решений увеличения эффективности
этого оружия. Прежде всего было решено отказаться от слабого патрона Arisaka
6.5x50SR, взяв за базу английский 0.303 British, поставляемый в Японию с
пулеметами Льюис и Виккерс. Позднее британский патрон, имевший несколько
архаичный фланец закраину, не очень удобную для автоматической стрельбы,
был переработан на патрон 7.7x58 Тип 89 и Тип 92 7.7x58SR, но это будет
еще в будущем.
Работа по повышению боевой скорострельности пулемета Тип 3 велась Киджиро Намбу
на его фирме фирме "Chu:ou Ko:gyou KK" с лета 1925 года. Предполагая, что
авиационный пулемет будет использоваться с турельных установок самолетов
английского типа "Кольцо Скарффа", Намбу не был связан слишком жесткими рамками
по массовым характеристикам оружия. Не имея технической возможности резко
поднять скорострельность пехотного пулемета, он пошел по пути сращивания двух
независимых пулеметов в единую конструкцию. Два ствола, две ствольные коробки,
две затворные рамы┘ Но газоотводная механика была завязана на один общий
цилиндр, располагавшийся между стволами. Газоотводные трубки каждого из стволов
выводились к цилиндру зеркально. С левого ствола направо, с правого,
соответственно, - налево. Вся конструкция монтировалась на гнутой стальной
трубе, являвшейся опорой. Две затворные рамы плотно прилегали друг к другу и
были оснащены деревянными ручками с гашетками под большой палец. К опорной раме
крепился металлический подмышечный упор.
Самым интересным в пулемете являлся магазин. Близко расположенные затворные рамы
не позволяли использовать ни ленту, ни обоймы, ни дисковый магазин. Киджиро
Намбу взял за базу оригинальную конструкцию питания своего ручного пулемета Тип
11, снаряжавшегося стандартными 5-зарядными винтовочными обоймами. Только вместо
короба на ручном пулемете, вмещавшего 6 обойм, применил секторный магазин, куда
по дуге вставлялись 9 обойм по пять патронов. Два таких магазина устанавливались
зеркально на каждую из ствольных коробок. Таким образом, суммарный боекомплект
пулемета составлял 90 патронов по 45 штук на ствол. Зарядка обойм производилась
сверху через подпружиненную крышку магазина и могла быть произведена в любое
время в перерывах между стрельбой. По мере расходования каждой последующей
обоймы она вылетала из магазина в стороны.
Такая конструкция питания патронами была весьма спорной для ручного пулемета Тип
11, так как часто приводила к загрязнению, а тугая крышка бункера к травмам, и
все недостатки пехотного ручного пулемета автоматически перешли и к авиационной
версии.
Cхема секторного магазина пулемета
Конструктивное решение в использовании обойм в авиационном пулемете было
довольно неожиданным, ввиду того, что используемые в пулемете патроны
Тип 89 и Тип 92 никогда не применялись в армейских винтовках. И если не
слишком удачная конструкция 6.5-мм ручного пулемета Тип 11 с
использованием винтовочных обойм хоть как-то оправдывалась унификацией
боеприпасов в бою, то для авиационного пулемета такое решение было
абсолютно бессмысленным. Единственное объяснение заключалось в том, что
при разработке новых 7.7-мм боеприпасов для армии, видимо планировалось
ранние 7.7-мм патроны Тип 89 и Тип 92 все же использовать и в винтовках
тоже, но до 1939 года японские пехотинцы пользовались старыми 6.5-мм
Арисаковскими патронами. И лишь к концу 30-х на вооружение поступил
новый бесфланцевый винтовочный патрон 7.7х58 "Арисака"
Тип 99, который, правда, никогда не используемый в авиапулеметах.
Спаренный 7.7-мм пулемет Тип 89 специальный
Тем не менее, разработанная Намбу конструкция спаренного пулемета очень
понравилась военным. При массе в 28 кг темп стрельбы достигал 1400 выстр/мин. В
1929 году пулемет официально был принят армейской авиацией в качестве
стандартного оборонительного вооружения для многоместных самолетов и получил
обозначение "89-Shiki Tokubetsu" или "Тип 89 специальный", приставка
"Специальный" вероятно появилась в связи с принятием на вооружение в этом же
году наступательного синхронного пулемета Тип 89 √ копии английского
лицензионного Виккерса. Таким образом, чтобы отличить два совершенно различных
пулемета одного калибра с одним названием синхронный японский Виккерс получил
обозначение Тип 89 Модель 2, а турельный Намбу √ Тип 89 специальный. Вероятно,
гуляющее по сей день мнение, что турельный Тип 89 является глубокой модификацией
Виккерса, произрастает именно из-за "почти одинакового" обозначения двух разный
конструкций. Как ни странно, но традиционного позже обозначения "Те", принятого
для турельных пулеметов винтовочного калибра "Тип 89 специальный" так и не
получил.
Механика пулемета "Тип 89 специальный" в целом повторяла заимствованную у
старого Гочкисса, и реализованную в пулеметах Тип 3 и Тип 11, но отличался тем,
что стрельба велась с закрытого затвора, что несколько повышало техническую
скорострельность пулемета. Зарядка пулемета осуществлялась общей для обоих
механизмов ручкой √ штампованной металлической скобой, расположенной сверху
затворных рам. Характерное для пулеметов семейства Гочкисс-Намбу оребрение
ствола, не нужное для авиационных версий было убрано.
Cпаренный пулемет Тип 89 на разведчике 2MR8
Пулемет "Тип 89 специальный" выпускался большими сериями с 1930 года на
армейских арсеналах в Токио, Кокура и Нагоя. В предвоенные годы этими спаренными
пулеметами вооружали все армейские японские самолета, имевшие хвостовые огневые
точки. Пулемет монтировался на стандартных открытых кольцевых турелях типа
"Кольцо Скарффа". К концу 30-х годов, когда такого рода оборонительные установки
стали устаревать выявился и наиболее очевидный недостаток этого пулемета √
непомерная масса в 28 кг √ соответствовала скорее крупнокалиберному оружию и
приличные габариты , не позволявшие использовать пулемет с закрытых шкворневых
установок новых самолетов, а также механизированных башнях новых
бомбардировщиков. К началу 2-й Мировой войны пулемет Тип 89 начал постепенно
исчезать с турелей новых японских бомбардировщиков.
На его базе был разработан одинарный вариант турельного переносного пулемета
Те-4 √ более легкий и компактный. Газоотводная трубка пулемета Те-4
располагалась с правой стороны параллельно стволу. Пулемет оснащался деревянной
пистолетной рукояткой с широкой скобой под всю ладонь стрелка и спусковым
крючком вместо гашетки. Также вместо металлического подмышечного упора появился
деревянный плечевой, который иногда заменялся на стандартный винтовочный
деревянный приклад. Наконец, Киджиро Намбу избавился от своего неудачного
ноу-хау √ секторного магазина под винтовочные обоймы. Боепитание пулемета Те-4
осуществлялось из более привычного и надежного дискового магазина емкостью 69
патронов, унифицированного с более ранним пулеметом Те-1.
7.7-мм пулемет Те-4
Одноствольный Те-4 был принят на вооружение армейской авиации в 1936 году и
выпускался серийно параллельно со своим двухствольным вариантом на тех же
арсеналах армии в Токио, Кокура и Нагоя. Основным применением его стали закрытые
турельные и шкворневые установки на новых армейских легких бомбардировщиках
Ki-30; Ki-32; Ki-36; Ki-51, разведчиках Ki-15; Ki-46, а также в качестве
дополнительного переносного вооружения в бомбардировщике Ki-21, Ki-48 тяжелом
истребителе Ki-45 и ряде других машин. Очень часто в литературе пулемет Те-4
обозначают тем же индексом Тип 89, хотя это не корректно. Такого обозначения
Те-4 никогда не присваивалось не смотря на "родственность" двух конструкций.
Справедливости ради стоит отметить, что не смотря на довольно удачную и надежную
конструкцию пулемета Те-4 к началу 2-й Мировой войны он уже явно устарел. Темп
стрельбы, не превышавший 730 выстр/мин, а реально √ около 670, не позволял
стрелкам самолетов им вооруженных надеяться на эффективную оборону своих машин.
Поэтому к началу 40-х годов в качестве стандартного оборонительного вооружения
армейской авиации были приняты новые пулеметы винтовочного калибра. Но на этот
раз стандартным калибром стал немецкий патрон Маузера 7.92х57 мм. В качестве
легкого переносного пулемета был выбран лицензионный немецкий "Солотурн" MG.15,
принятый на вооружение под обозначением Тип 98. Рассматривалась возможность
также принятия "наступательного" неподвижного MG.17, но от этой идеи отказались.
В качестве "тяжелого"
двухствольного турельного пулемета в 1941 году был принят новый пулемет,
разработанный в Армейском арсенале в Нагоя под обозначением Тип 100 или
Те-3. Впрочем, и эти пулеметы так и не стали стандартным оборонительным
вооружением стрелковых турелей армейской авиации Японии √ век пулеметов
винтовочного калибра подходил к концу, но это уже другая история.
7.7-мм пулемет Те-4
Пулеметы "Тип 89 специальный" и его одноствольный вариант Те-4 не смотря на свою
явную архаичность продолжали использоваться японской армейской авиацией
практически до самого последнего дня войны, являясь скорее психологическим
оружием японских бомбардировщиков и разведчиков, ибо нанести серьезный ущерб
атакующему истребителю противника из этих "пукалок" можно было лишь при
исключительном везении.
|
Модификация Носители Калибр, мм Тип автоматики Темп стрельбы, выст/мин Начальная скорость снаряда, м/сек Масса пушки, кг Длина орудия, мм Длина ствола, мм Тип патрона Ёмкость магазина Масса пули, г |
Тип 89 специальный - все армейские предвоенные многоместные самолеты - 7.7 - Газоотвод - 1400 - 810 - 28 - 1069 - 443 - 7.7x58SR Тип 92 - 2 секторных магазина по 45 патронов - 10.5 - 13.1 |
Те-4 - Ki-30; Ki-32; Ki-51; Ki-36; Ki-15; Ki-45; Ki-46; Ki-21; Ki-48 - 7.7 - Газоотвод - 730 - 810 - 9.27 - 1069 √ 1300 (с винтовочным прикладом) - 443 - 7.7х58SR Arisaka - диск 69 патронов - 10.5 - 13.1 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий