Gee Bee Model A

  Gee Bee Model A
       
Разработчик: Gee Bee
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Легкий самолет


   

В возрасте 19 лет Зэнтфорд Грэнвил (Zantford (Granny) Granville) покинул родной городок Мэдисон, Нью Хемпшир, и перебрался в Бостон, где получил работу механика в представительстве фирмы Шеви (Chevy). Это было именно то, чем он хотел заниматься, и вскоре Зэнтфорд уже был владельцем собственного гаража в Арлингтоне, городке рядом с Бостоном. Всё своё свободное время Зэнтфорд проводил в аэропорту Бостона, где он учился на пилота. Переместить свой автомобильный бизнес в Арлингтон ему посоветовал его брат Том, присоединившийся к нему в 1924г, и это позволило проводить больше времени в аэропорту.
Вскоре Зэнтфорд устроился механиком в Boston Aircraft Corp., но проработал там недолго, и открыл собственное дело. Он арендовал первый этаж фабрики недалеко от аэропорта, где и начал ремонтировать самолёты. Быстро выяснилось, что для ремонта самолётов требуется здание на территории аэропорта, но оперативно найти подходящее помещение не удалось. В результате ремонт самолётов приходилось производить в собственной автомастерской.
Бизнес процветал, так что брат Эд присоединился к нему в 1927, а брат Роб в 1928.
Зэнтфорда по ряду причин не устраивали строящиеся в то время самолёты, так что он начал строить свой собственный спортивный самолёт, оснащённый 60-сильным двигателем Veil V-5, с двумя расположенными бок о бок сидениями пилотов и шасси, спроектированным таким образом, чтобы при грубой посадке оно не могло повредить конструкцию самолёта.

К тому моменту, когда самолёт был готов к испытаниям, заказанный Зэнтфордом парашют ещё не прибыл. Второго мая, не смотря на существующую опасность, Зэнтфорд решил испытать свой самолёт, причём сделать это вечером, чтобы в случае неудачи никто не смог бы что-либо увидеть и решить, что конструкция самолёта неудачна.
Испытательный полёт прошёл успешно.
После успешного испытательного полёта Зэнтфорд решил, что он с братьями должен начать производство бипланов собственной конструкции. И попытался найти источник финансирования для начала производственной деятельности. Было написано множество писем в разные города в поисках финансовой поддержки и подходящего для производства помещения.

Многие финансисты вступили с ним в контакт, но никто не заинтересовался проектом. Зэнтфорд узнал о предстоящем слёте, который должен был состоятся в Спригфилдском аэропорту, и полетел туда на своём биплане, чтобы показать его потенциальным инвесторам. На шоу его биплан, получивший обозначение Би-1 (В-1) совершил множество полётов. Пилот Colonial Airways Лоуэлл Байлес, капитан Л.Понтрон Д'Арк (L. Pontron DeArk), так же как и Рэскью Брайнтон (Roscoe Brinton) с лётчиком Curtiss Flying service Ли Трэйси (Lee Tracy) летали на новом биплане, и все высоко оценили его маневренность и другие характеристики. Среди многих других на его самолёте летал и Лоуэлл Байлес (Lowell Bayless), но все сошлись во мнении, что самолёту требуется более мощный двигатель.
Во время демонстрационных полётов В-1 братьев Грэнвил привлёк к себе внимание многих увлечённых авиацией людей, в том числе (особенно) Гарри, Фрэнка, Джорджа и Джеймса Тэйта (Harry, Frank, George and James Tait), состоявшихся бизнесменов, владельющих большой фабрикой мороженного и собственно аэропортом Спринфилгда. Джордж Тэйт выделил Грэнвилам достаточно средств для покупки нового английского двигателя Gents мощностью 85 л.с., который должен был существенно улучшить характеристики самолёта.

После долгих переговоров с Грэнвилами, богатые братья Тайт согласились совместно с ними организовать фирму для производства биплана конструкции Зэнтфорда. Гарри Тайт анонсировал решение о поддержке братьев Грэнвил посредством заключения контракта между Зэнтфордом Грэнвилом и братьями Тайт в первую неделю июля 1929 года.
Кроме того Гарри Тайт анонсировал планы по объединению компаний с уставным капиталом в 25 000 $, для того чтобы братья Грэнвил (Зентфорд, Том, Роб, Марк и Эд) могли кроме постройки самолётов так же заниматься ремонтом и обслуживанием самолётов компании Western Massachusetts.
Новая компания разместила свой цех в ангаре на Либерти стрит, в аэропорту Спрингфилда. После постройки и запуска цеха, были наняты инженеры, и по странному стечению обстоятельств их звали: Роберт Хол (Robert Hall), Роберт Дэкстер (Robert Dexter) и Роберт Эйер (Robert Ayer).

Поскольку самолёт не имел сертификата типа (Approved Type Certificate (ATC)), в соответствующий департамент было подано заявление, и никаких трудностей в получении сертификата, без которого продажи самолёта коммерческим эксплуатантам не могли производиться, не предвиделось.
Инженеры приступили к работе по улучшению самолёта Gee Bee. Они удалили посадочные щитки, немного расширили кабину пилотов и начали общий расчет прочности конструкции, требующийся для получения сертификата типа коммерческого самолёта (право регистрации NC). Были отработаны варианты установки на самолёт нескольких типов двигателей, но в конце концов остановились на моторе Kinner K-5, ставшим стандартным для этого типа. Установка других моторов была возможна по желанию заказчика.
Три самолёта были построены до начала великой депрессии 1929 года, после того, как брат Том присоединился к компании. Теперь все пять братьев работали вместе.
Построенные самолёты демонстрировались во время различных перелётов по стране, для привлечения клиентов и покупателей.
На авиашоу в Нью-Йорке биплан привлёк большое внимание зрителей, и вызвал наибольшее интерес по сравнению с другими самолётами. Зэнтфорд демонстрировал свой самолёт потенциальным покупателям до 35 раз в день! После шоу была озвучена информация, согласно которой Gee Bee стал единственным из самолётов участников, получившим заказы за время проведения показа. Два самолёта были проданы, кроме того был получен заказ ещё на четыре.
Авиационные инженеры и другие специалисты единогласно признали Gee Bee самым выдающимся самолётом из представленных на шоу, особенно с точки зрения безопасности.
После завершения первых трёх самолётов, были запущены в производство ещё четыре, но примерно в это же время произошёл обвал рынка акций и началась Великая Депрессия, вскоре сделавшая продажу самолётов практически невозможной. Тем не менее, пять Gee Bee были достроены, поскольку все они уже были проданы.
Один из самолётов, построенных специально для известной любительницы авиации, Мод Тайт (Maude Tait), дочери одного из братьев Тайт, был оборудован стартером Haywood Starter.
Крах рынка акций вынудил братьев Грэнвил остановить постройку бипланов после окончания работ по первым пяти.
Братья Тайт позволили им использовать ангар для любых других работ, которые они могли найти. Они красили автомобили, варили каркасы, обслуживали и ремонтировали самолёты. Эд и Марк арендовали комнату на чердаке и питались в основном бобами, купленными по случаю.
Биплан при получении сертификата типа получил обозначение Модель Эй (Model A), и стал первым из серии спортивных самолётов, построенных братьями Грэнвил.
Прототип, как уже говорилось выше. Был спроектирован и построен Зэнтфордом Грэнвилом в аэропорте Бостона, и имел множество нововведений, таких как расположение сидений экипажа бок о бок, что позволяло пилотам разговаривать друг с другом, горизонтальный рычаг управления, сделавший кабину пилотов более просторной и позволявший летать в тёплой одежде зимой.
Правая рукоятка управления могла легко отключаться с помощью поворота левой рукоятки, педали управление рулём направления (РН) регулировались для подгонки к длине ног пилота, правые педали убирались в пол нажатием на специальную педаль, что позволяло сажать справа пассажира, не участвующего в управлении самолётом. Рычаг управления тормозами располагался между рукоятками управления самолётом, а сами тормоза включались отклонением этого рычага назад. Для управления разворотом самолёта на земле педали управления РН соединялись с тормозами колёс, что позволяло управлять разворотом, не снимая ног с педалей. Gee Bee Model A имел поверхности управления большой площади, что позволяло легко управлять самолётом даже на малых скоростях.
Крылья для улучшения обзора были расположены со сдвигом одно относительно другого. Двигатель Kinner оснащался кольцевым коллектором выхлопных газов, снижавшим шум. Сиденья имели толстую удобную обивку, был предусмотрен большой багажный отсек для сумок и отдельный отсек для инструментов.
Всего было построено девять таких самолётов, два из них дожили до наших дней. Один из них находится в New England Air Museum.


 ЛТХ:
Модификация   Model A
Размах крыла, м   8.89
Длина самолета,м   6.24
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   18.30
Масса, кг  
  пустого самолета   476
  максимальная взлетная   748
Тип двигателя   1 ПД Kinner
Мощность, л.с.   1 х 113
Максимальная скорость, км/ч   175
Крейсерская скорость, км/ч   148
Практическая дальность, км   644
Практический потолок, м   4267
Экипаж, чел   2

Комментариев нет:

Отправить комментарий