DH.60 Moth
|
||||||||||||||||||||||
de Havilland D.H.60 Moth стал родоначальником целого семейства
самолетов Moth, которые произвели
революцию в авиастроении
Великобритании в 20-х и 30-х гг. Прототип
самолета D.H.60 совершил первый полет в
феврале 1925г. На нем был установлен новый
двигатель Cirrus I мощностью 60 л.с., который
представлял собой половину двигателя
Airdisco мощностью 120 л.с., имел новый картер
и весил всего 290 фунтов. Успех самолета
был настолько велик, что Министерство
авиации согласилось субсидировать пять
летных клубов, оснащенных самолетами Moth.
Первый из таких самолетов в июле 1925г. был
поставлен в аэроклуб в Ланкашире, едва
ли не через пять месяцев после полета
прототипа. В том же году было построено 20
самолетов. Последовало множество
заказов, и в 1926г. было построено уже 35
самолетов. К потребителям внутри страны
присоединились иностранные. В 1926г.
мощность двигателя Cirrus была увеличена
до 85 л.с. Он получил обозначение Cirrus II и
стал хорошим дополнением к более ранней
модели. Единственный легкий самолет D.H.60,
построенный для испытаний в 1926г., был
оснащен звездообразным двигателем Armstrong
Siddeley Genet мощностью 75 л.с. Этот самолет
впоследствии использовался в качестве
акробатического. В следующем году
модель была усовершенствована (например,
размах крыла увеличился на 0,3 м и
получила официальное обозначение D.H.60X,
позднее не употреблявшееся.
Впоследствии самолет назывался Cirrus II Moth
и установил ряд рекордов.
Обозначение
D.H.60X вновь стало использоваться для
следующего варианта, на котором был
установлен двигатель A.D.C. Cirrus III
мощностью 90 л.с., появившегося в 1928г. На
этой модели также впервые стали
использоваться раздельные стойки шасси,
к концу 1928г. было всего построено 403
самолета. Кроме того, были заключены
договоры о лицензионном производстве.
Двадцать два самолета Cirrus II Moth были
поставлены ВВС Финляндии. Некоторые из
них впоследствии были переоснащены
двигателями Hermes мощностью 105 л.с..
Крупносерийное производство самолетов
D.H.60X завершилось в 1928г. Мощность
двигателей, устанавливавшихся на
самолете D.H.60, возросла до 90 л.с.,
существенно увеличилась и их масса, и
компания приняла решение организовать
производство собственных двигателей.
Майору Фрэнку Халфорду, который
спроектировал для компании A.D.C. мотор Cirrus,
в 1927г. было предложено разработать
замену этому двигателю. Его ответом стал
двигатель Gipsy мощностью 100 л.с. Этот
проект, который впоследствии вылился в
создание целого набора двигателей,
проложил дорогу всему семейству
самолетов Moth. Поставки новых двигателей
начались в июне 1928г. и первоначально они
устанавливались на самолете D.H.60X.
Переоснащенный самолет получил
обозначение D.H.60G, но потом его навсегда
назвали Gipsy Moth. Прототип двигателя Gipsy
был установлен на один из гоночных
самолетов D.H.71, который впоследствии
использовался для установления
авиационных рекордов.
Первый серийный
самолет D.H.60G выиграл в 1928г. гонку на
Королевский кубок, показав скорость 169
км/час. В июле 1928г. сам Джеффри Де
Хэвилленд поднялся на рекордную высоту
6090 м, а в следующем месяце Хуберт Брод на
самолете D.H.60G с увеличенной емкостью
топливных баков находился в воздухе в
течение 24 часов. В декабре А.С. Батлер и
его супруга показали рекордную для
двухместных самолетов скорость 192,86 км/час
на замкнутом кольцевом маршруте длиной
100 км. В испытаниях на надежность,
проводившихся в течение девяти месяцев,
начиная с конца декабря 1928г., участвовал
самолет D.H.60G, который налетал 600 часов
только на текущем обслуживании. Он
закончил испытания в работоспособном
состоянии, пролетев без поломок 82076 км. В
историю авиации вошли 20-дневный сольный
перелет между Кройдоном и Дарвином,
предпринятый в мае 1930г. Эми Джонсоном на
знаменитом самолете D.H.60G Джейсон,
перелет в январе того же года по этому же
маршруту Фрэнсиса Чичестера и его
последующие перелеты в Тихоокеанском
регионе.
На базе D.H.60G была создана пара
амфибий с одним центральным поплавком и
подкрыльными поплавками. Один из
гидросамолетов был оснащен двигателем Gipsy, а на другом установили двигатель Cirrus
Hermes I мощностью 105 л.с. Также было создано
несколько версий самолета типа купе, но
они не стали популярными. До прекращения
серийного производства в 1934г. компания de
Havilland построила 595 самолетов D.H.60G. Кроме
этого, 40 самолетов было построено
компанией Morane-Saulnier во Франции, где они
были известны под названием Morane Moth, 18 - в
США корпорацией Moth Aircraft Corporation, 32 -
компанией Larkin Aircraft Supply Company Ltd в
Австралии. В 1928г. компания построила
самолет D.H.60M с фюзеляжем, сваренным из
стали, и другие модификации с таким же
двигателем, что и у модели D.H.60G. Всего в
Великобритании было построено 535 таких
самолетов, 40 были собраны в Канаде, 10 - в
Норвегии и 161 - корпорацией Moth Aircraft в США.
Большое число самолетов D.H.60M получили
военные потребители, они были закуплены,
в частности, в Королевские ВВС, в ВВС
Канады, Ирака и Швеции, в армию Норвегии
и в авиацию ВМС Дании. Поскольку
компания de Havilland теперь строила свои
собственные моторы, усовершенствование
двигателей и планеров самолетов шло
параллельно.
Когда в 1931г. появился
двигатель Gipsy II мощностью 120 л.с.,
способный функционировать в
перевернутом состоянии, в результате
внутренних модификаций он стал
называться Gipsy III. Установка двигателя на
новый планер и первый полет в марте 1932г.
привели к рождению новой серии
самолетов D.H.60GIII, которые, как и их
предшественники, привлекли
значительный интерес и заказы со всего
мира. Было построено 30 машин, после чего
на самолет начал устанавливаться
двигатель Gipsy Major IIIA мощностью 133 л.с. В
результате появилась версия Moth Major (построено
87 самолетов).
Последним развитием серии
D.H.60 стала модифицированная версия
самолета D.H.60M, названная D.H.60TMoth Trainer,
предназначенная для военного
использования и оснащенная двигателем
Gipsy II. Позже она стала основой создания
наиболее известного из всех самолетов
семейства Moth - D.H.82 Tiger Moth. Все заказы на
D.H.60T поступили от зарубежных военных
потребителей, в число которых входили
Бразилия (40 самолетов), Китай (1), Египет
(6), Ирак (5) и Швеция (10), что в результате
составило 64 самолета, включая два,
проданных в 1931г. в неизвестную страну.
В 1928 году внимание польских военных привлек уже популярный к тому времени DH-60 Moth. Вскоре у представителя фирмы в Польше Бернанда Скоржевского купили
первый самолет √ им стал DH-60X nr 649 с двигателем Cirrus II мощностью 59 kW (80 KM) (nr 188).
Самолет был отправлен для изучения в PZL. Еще два самолета были куплены непосредственно у производителя в 1929 году. Первый из них с двигателем Gipsy l,
покрашенный в хаки своим ходом перегнал поручик Януш Мейсннер. Сначала самолеты были сведены в одно подразделение - 1 PL klucz łącznikowy Mothów, но потом их раздали по летным
школам. Предполагалась закупка лицензии на производство, однако потом выбор был сделан в пользу отечественных конструкций.
Всего в Польше эксплуатировалось около 10 DH-60 различных модификаций. Среди основных эксплуатантов были частные лица и авиакомпания PLL LOT.
С началом войны все самолеты были реквизированы. Один самолет (SP-TUR) в числе других самолетов оказался в Румынии 17-го числа, а еще один самолет был перегнан поручиком
Казимиром Олевинским 23 сентября в Венгрию.
ЛТХ: |
Модификация | DH-60G |
Размах крыла, м | 9.14 |
Длина самолета,м | 7.29 |
Высота самолета,м | 2.68 |
Площадь крыла,м2 | 22.57 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 417 |
максимальная взлетная | 748 |
Тип двигателя | 1 ПД de Havilland Gipsy |
Мощность, л.с. | 1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч | 164 |
Крейсерская скорость, км/ч | 137 |
Практическая дальность, км | 515 |
Практический потолок, м | 4420 |
Экипаж, чел | 1 |
Полезная нагрузка: | 1 пассажир |
Комментариев нет:
Отправить комментарий