BSA 0.50

  BSA 0.50
       
Разработчик: BSA
Страна: Великобритания
Первый полет: 1924
Тип: 12,7-мм авиационный пулемет


   

 
В последние дни Первой мировой войны английские летчики, впервые столкнувшись в воздухе с локальной бронезащитой немецких аэропланов, начали поднимать вопрос об увеличении эффективности бортового вооружения. Первым опытом в этом направлении была описанная выше попытка увеличения калибра 0,303-дюймового пулемета Vickers, однако, оценить эффективность в воздухе 11-мм пулеметов англичане не успели. Следующая попытка была в январе 1924 года, когда Адамс Уилмот (Adams Willmot), главный конструктор государственной компании "Birmingham Small Arms" (BSA), которая в годы 1-й Мировой войны в больших количествах выпускала пулемет "Lewis" представил на рассмотрение собственную конструкцию крупнокалиберного пулемета, предназначенную для оборонительных стрелковых установок. Пулемет настолько напоминал вышеупомянутый "Lewis", что даже было распространено мнение, что разработка "BSA" не что иное, как крупнокалиберный "Lewis", хотя на самом деле 12.7-мм BSA являлся абсолютно самостоятельной конструкцией и на внешнем виде сходство и заканчивалось.
Пулемет был очень простым конструктивно, разборка и сборка могла быть выполнена вручную, без помощи инструментов. Автоматика пулемета в отличие от газоотводного Льюиса работала за счет отдачи затвора, охлаждение ствола допускалось как воздушное, так и водяное. Стрельба допускалась как автоматическим огнем, так и одиночным. Питание патронами осуществлялось из 37-зарядного оригинального дискового магазина, внешне напоминавшего увеличенный магазин Льюиса.
Необходимость в крупнокалиберном пулемете для оборонительных установок напрашивалась как дополнение к тяжелому наступательному вооружению, интерес к которому проявился в Англии во второй половине 20-х годов.
В 1928 году 12.7-мм пулемет "BSA" был представлен на испытания и был протестирован специалистами как RAF, так и Royal Navy. Испытаниям подверглись две версии пулемета √ авиационный с воздушным охлаждением, на стволе которого были смонтированы алюминиевые ребра радиатора, прикрытые сверху легким перфорированным кожухом для лучшей циркуляции воздуха, и "наземный" с водяным охлаждением с герметичной емкостью вокруг ствола, имеющей гибкие шланги и простой насос для циркуляции воды.
Система питания патронами, визуально похожая на дисковый магазин пулемета Льюиса, была абсолютно оригинальной, ни до, ни после нигде не повторявшаяся в конструкциях стрелкового оружия. Разработчики пулемета, стараясь снизить линию прицеливания, применили однорядный диск ёмкостью всего 37 патронов. Однако, отдавая себе отчет в том, что для авиационного использования такая емкость явно недостаточна, конструктора предусмотрели возможность пополнения диска патронами, не снимая его с пулемета. В этом случае, в разгар боя, стрелок мог не терять время на замену магазина, в перерывах между очередями постоянно добавлять патроны в диск. Кроме того, пустые латунные гильзы выбрасывались строго вниз из-под приемника на пол кабины, что также было преимуществом в бою, когда пустые гильзы часто попадали в другие "дружественные" самолеты.
Пулемет мог комплектоваться как деревянным прикладом, так и ручками по типу Максима.
Перед началом стрельбы из пулемета калибра 0,50 "BSA", снаряженный магазин вставляется на свое место с первым патроном, расположенным в гнезде подачи в центре магазина. Рукоятка заряжения оттягивается назад до тех пор пока затвор не входит в зацепление с шепталом, держащим весь механизм откатных частей во взведенном состоянии. Переводчик огня ставится в положение одиночного выстрела или автоматической стрельбы по выбору стрелка. Когда спусковой крючок нажимается, механизм отката уходит вперед под действием запасенной энергии возвратной пружины, захватывает патрон из магазина и досылает его в патронник. Подпружиненный боек разблокируется при вращении втулки затвора, которая прижимает его к стволу. Тем самым боек получает возможность уйти вперед и разбить капсуль патрона в патроннике.
Энергия отдачи, которая образуется вследствие давления пороховых газов заряда на ствол, хвостовик ствола, затвор, втулку затвора, и две части называемые удлиненными направляющими (все заблокированны вместе), достаточна для обеспечения хода отдачи длиной 85.7 мм. В конце этого хода выступ разблокировки попадает в байонетные пазы и поворачивает втулку затвора на угол, необходимый для того чтобы разблокировать затвор от хвостовика и ствола.
Движение ствола назад прекращается когда передний конец хвостовика соприкасается с буфером. Ствол затем возвращается под действием энергии возвратной пружины в свое переднее или нормальное положение. Затвор, втулка затвора, и боек продолжают движение назад. Медленное действие разблокировки позволяет выбросить гильзу. Когда затвор приближается к концу своего обратного хода, передняя плоскость конца прорези в верхней его части ударяет выступающий конец зуба эжектора гильзы. Этот зуб, находящийся в наклонном окне, отражает гильзу вниз через отверстие в нижней части ствольной коробки.
Для того, чтобы втулка затвора, затвор, и боек могли поддерживаться во взведенном состоянии до тех пор пока ствол и хвостовик ствола достигнут положения готовности к стрельбе, оружие имело рычажный предохранитель, предусмотренный в оправе скобы спускового крючка. Один рычаг поворачивался к точке опоры шептала, а его задняя часть была устроена так, чтобы под воздействием пружины входить в зацепление с загнутыми концами затворной втулки. Передний конец рычага крепился на оси спускового крючка. Второй рычаг в этой сложной схеме входил в контакт с кулачком в нижней части хвостовика ствола и, когда тот возвращался в положение готовности к стрельбе, нажимал на передаточную планку спускового крючка и позволял стрелять только тогда, когда все рабочие части надежно заблокированы.
Внутренняя конструкция этого оружия очень необычна. На боковых сторонах хвостовика ствола находятся байонетные пазы, в которых двигаются выступы расположенные на головке затворной втулки.
Корпус затвора полый внутри. Внутри него находился ударник, связанный с затворной втулкой с помощью жесткой тяги, проходящей через винтовой проем в корпусе затвора. Такая конструкция позволяла осуществить ограниченное продольное перемещение втулки затвора и ударника, в ходе которого часть вращательного движения передавалась затвору для зацепления и расцепления байонетных пазов в хвостовике ствола и выступов на головке затворной втулки.
Всего было выпущено два экземпляра пулемета 0.5" "BSA". Один из них был передан для тестирования в RAF, а другой в морскую авиацию. Пулемет использовал те же боеприпасы 12.7х81, что и крупнокалиберный Виккерс, которые производились компанией "Kynoch" в Бирмингеме, которая тесно сотрудничала с "BSA". Испытания пулемета, проходившие в г. Хайё (Hythe), графство Кент, зафиксировали весьма неутешительные результаты. Темп стрельбы всего 400 выстр/мин, а начальная скорость 53-граммовой пули 782.5 м/с.
Но самой большой критике подверглась малая вместимость магазина. Было отмечено, что минимально допустимая ёмкость магазина должна быть увеличена до 97 патронов. Длинный ход отдачи в 85.7 мм не позволял заметно увеличить скорострельность пулемета. Теоретически такой ход отдачи подпадал под классификацию оружия с "коротким ходом", так как ход отдачи не превышал длины патрона, однако в данном классе такой ход отдачи был рекордным в подобных системах. Остается загадкой, почему конструкторы этого интересного оружия выбрали такую схему. Ведь вроде бы было очевидно, что столь длинный ход отдачи сразу же повлиял бы на скорострельность пулемета. Тем более, что разработанный под тот же патрон практически одновременно крупнокалиберный "Vickers" не был секретом для инженеров фирмы "BSA" и оценить преимущества короткого хода отдачи конкурента - всего чуть более 19 мм √ они могли наглядно.
Описанные выше очевидные недостатки пулемета 0.5" "BSA" оставили его в аутсайдерах. И флот, и авиация однозначно признали его неудачным и несоответствующим требованиям времени.

 

 ТТХ:
Калибр, мм     12,7
Скорострельность, выст/мин   400
Длина, м   1,372
Вес, кг   20,9
Начальная скорость, м/с   792
Охлаждение   воздушное

Комментариев нет:

Отправить комментарий