В самом начале «космического» века было
сделано несколько принципиально важных открытий в области строения атома
Вспомним хотя бы, что именно тогда была открыта радиоактивность, выделены новые
элементы — полоний и радий — и сформулированы положения квантовой теории.
Разумеется, все эти открытия широко
популяризировались и стали предметом обсуждения не только ученых, но и
мечтателей. Очень скоро появились и романы, в которых две идеи — управление
энергией атома и космические перелеты — совмещались в одну. В виртуальный
космос литераторов прорвались межпланетные корабли с атомными двигателями, но,
как мы впоследствии увидим, они лишь ненамного опередили вполне реальные модели
и прототипы. Наверное, еще и потому, что в этот раз профессиональные
изобретатели не захотели отдать красивую и перспективную идею на «растерзание»
литераторам, а занялись перебором вариантов самостоятельно. Среди этих
изобретателей был и австриец Франц Улинский.
Франц Улинский родился в 1890 году и принадлежал
к старинному польскому роду. Во время Первой мировой войны Улинского благодаря
его работам по конструированию газовых турбин перевели в австро-венгерский
авиаотряд и командировали в Высшую техническую школу в Вене. Далее он в
качестве технического офицера был назначен руководителем работ моторного
авиазавода. Именно в это время Улинский, помимо исполнения своих служебных
обязанностей, занялся теорией межпланетных сообщений и изобрел дифференциальный
парашют большой грузоподъемности. (По утверждению самого Улинского, свою первую
модель межпланетного корабля на основе порохового ракетного двигателя он
построил еще в 1901 году, что, конечно же, вызывает сомнения у скептически
настроенного исследователя.)
В 1920 году Франц Улинский опубликовал серию
статей, в которых изложил подробности двух проектов космических кораблей,
названных им «электронными». Первый корабль предназначался для перелетов внутри
Солнечной системы и приводился в движение энергией нашего светила. На этом
корабле Улинский предлагал установить огромный диск из термоэлементов,
представляющих собой наборы металлических пластин, образующих термопары.
Получаемая энергия направлялась в «электро-эжекторы», установленные на внешней
подвеске и создающие поток электронов, который толкал корабль подобно струе
газов из реактивного двигателя.
Корабль второго типа, предложенный сметливым
австрийцем, внешне был похож на первый, но использовал внутриатомную энергию
вещества, а потому не нуждается в огромном диске из термоэлементов.
Соответственно, и границ для перемещений такого корабля практически не
существует, и Улинский называл его «мировым» (в значении «всемирный»).
Согласно проекту, «мировой» корабль должен
иметь шарообразную форму, так как эта форма оптимальна для устройства карданной
подвески с электро-эжекторами, а кроме того оказывает наибольшее сопротивление
разрыву оболочки при внешних и внутренних нагрузках. Оболочка корабля должна
состоять из следующих частей. Внешняя — стальная, изнутри усиленная распорками;
распорки обложены асбестовыми листами. С внутренней стороны оболочка прикрыта
фанерными щитами с прокладкой из прорезиненной ткани.
Внутри помещение корабля разбито на шесть
этажей, которые соединены друг с другом при помощи лестницы. Нижний этаж занят
под машинный зал. На втором этаже — трюм для груза. На третьем располагаются
кухня, уборные, ванны. На четвертом — пассажирские каюты. На пятом — служебные
помещения и прогулочная палуба. На шестом — верхний салон.
Кабина пилота находится на самом верху
шарообразного корабля, у его полюса. Рубка снабжена всеми необходимыми
инструментами: указателем скорости (эфиро-тахометром), указателем масс,
станцией радио-телеграфа, подробной картой звездного неба.
Старт и посадка осуществляются на водной
поверхности. По расчетам Улинского, при весе в 200 тонн и диаметре в 20 метров
«мировой» корабль погружается в воду не более чем на 2,5 метра.
В том же 1920 году Франц Улинский взял патент
на устройство еще одного межпланетного «электронно-ракетного» корабля. Этот
корабль также окружал диск из термоэлементов, преобразующих солнечную энергию в
электрический ток. Особенностью третьего корабля Улинского является наличие
турбокомпрессора, работающего на реактивную установку с дюзой и обеспечивающего
скоростной полет в атмосфере. Реактивная установка состоит из котла, к которому
подведены две трубы: сверху — высокого давления, снизу — низкого давления.
Турбокомпрессор поддерживает циркуляцию в этом контуре, восстанавливая давление
по мере необходимости. В котле же происходит реакция, являющаяся движущей силой
корабля, как и в случае с ракетами, с той лишь разницей, что благодаря
замкнутости процесса не происходит потерь рабочего вещества — правильность этой
идеи, как вы понимаете, целиком остается на совести автора.
«Мировой» корабль Улинского
Особый
интерес представляет устройство «электро-эжекторов», которые Улинский
планировал разместить на всех трех кораблях. Принцип действия этих аппаратов
изобретатель описывает следующим образом.
Для
приведения эжекторов в рабочее состояние необходимо напряжение в 250 000 вольт.
Создаваемый термопарами постоянный ток преобразуется в переменный ток высокого
напряжения при помощи газового центробежного прерывателя. Каждый из эжекторов
состоит из трех частей. Катод вставлен в соленоид и сильно нагрет. Соленоид
создает мощное электромагнитное поле. Когда между катодом и соленоидом
возникает ток требуемого напряжения, то из раскаленного катода вылетают
электроны, которые, двигаясь по силовым линиям анодного соленоида, достигают
«главного» катода. Между этим последним и анодом проходит электроток, который
гонит электроны из вольфрамовой спирали, наполненной амальгамой бария. Эти-то
электроны и вылетают из эжектора, создавая тягу.
Улинский
полагал, что для отрыва от Земли и подъема корабля третьего типа (его общий вес
изобретатель оценил в 3 тонны) достаточно расхода 5 грамм вещества в секунду (в
данном случае — ртутного препарата). Этот расход уменьшается по мере удаления
от Земли.
Работы
австрийца не остались без внимания. В 1926 году немецкий изобретатель
Рокенфеллер опубликовал проект шарообразного ракетного корабля, по форме и устройству
похожий на «мировой» корабль Улинского.
А
еще через год в России вышел научно-фантастический роман «Через тысячу лет», в
котором инженер В. Д. Никольский изложил ряд интересных предположений о
перспективах научно-технического развития. В частности, Никольский описал, как
в 3000 году земляне построили корабль, который перемещался в пространстве силой
реакции извергающихся из него «продуктов распада атомов». Корабль был длиной
около 30 метров, а формой напоминал рыбу с двумя толстыми и короткими крыльями
по бокам. Кроме того, вдоль корпуса располагались овальные отверстия газовых
эжекторов электронно-реактивного двигателя.
Переднюю
часть корабля Никольского занимала кабина пилота с многочисленными
автоматическими приборами: указателем скорости, наклона, направления и
т. п. Далее шли четыре пассажирские каюты, уборная, ванна и помещение для
багажа. Корабль мог развивать скорость до 10 км/с и выходить на орбиту
Земли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий