ДА
|
В 20-х годах возникла острая необходимость в оснащении авиации новыми турельным
пулеметами. К тому времени на вооружение Красной армии поступил новый легкий
пулемет В.А. Дегтярева. Пулемет Дегтярева ДП явился базой создания первой
советской системы стрелкового оружия в пехоте, на танках, самолетах, боевых
автомобилях и на судах. На его основе с небольшими переделками созданы пулеметы
ДТ (Дегтярева, танковый) и ДА (Дегтярева, авиационный).
В 1925 году В.А.Дегтярев начал переработку в авиационную версию ранее созданного
пехотного пулемета ДП. В процессе переработки пулемета ДП, был снят кожух,
предназначенный для защиты рук стрелка от ожогов при переноске пулемета, что
уменьшило габариты пулемета и улучшило его охлаждение. Для удобства стрельбы
приклад был заменен двумя рукоятками, верхней деревянной с резиновой накладкой,
которая крепилась двумя винтами к хвостовой скобе заднего прилива спусковой
рамы, и нижней металлической пистолетного типа, приваренной к заднему приливу
рамы.
Автоматика пулемета ДА функционировала за счет энергии пороховых газов,
отводимых от канала ствола. Система запирания осуществлялась перекос боевых
упоров. Пулемет ДА имеел вместо приклада две рукоятки - одну пистолетную, другую
загнутую вверх, а также флюгерную мушку. Ствол в дульной части снабжен дульным
тормозом, являющимся одновременно и пламегасителем.
Для пулемета Дегтярева ДА был разработан новый дисковый магазин емкостью 63
выстрела, в котором патроны располагались в три яруса и проделывали более
сложный путь к патроннику, что было причиной многих задержек в стрельбе.
Много проблем при разработке и доведении пулемета Дегтярева ДА причинял
гильзоулавливатель - устройство, необычное даже для видавших виды
оружейников.
Любой из них прекрасно знаком со всеми проблемами, связанными с подачей
патрона
из магазина в патронник, извлечением стреляной гильзы и выбросом в
определенном
направлении.
И вдруг оказывается, что, установленный на самолете, пулемет не должен
разбрасывать гильзы куда попало. Каждая из них, закатившись в дальний угол
кабины, таит в себе подчас смертельную опасность: любой кусок металла,
оказавшийся рядом с тягами, качалками, рычагами системы управления, может
заклинить их, лишить пилотов всякой возможности контролировать полет.
Значит, все стреляные гильзы надо собрать - и не после полета, на полу кабины, а
сразу же, в ходе стрельбы. Первый блин вышел комом. Гильзы все время застревали
в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать - обременительно для
ведущего огонь стрелка! Не лучшие результаты дал мешок с жесткими
профилированными каркасами самых разных форм. Гильзы застревали. Казалось,
именно из-за этого на первый взгляд совершенно пустякового затруднения
прекрасный пулемет так и не обоснуется на самолете. Киносъемка помогла
справиться с непредвиденным препятствием.
Советский конструктор-оружейник В.Г. Федоров вспоминал: "Переработка самого
пулемета не встретила для В.А. Дегтярева особых затруднений, но главнейшие
трудности выявились при проектировании магазина и, как не покажется странным,
особого мешка для улавливания гильз... Разработка его долго не удавалась,
получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от
подскакивания гильз вверх при частично наполненном мешке. С целью облегчить наши
работы и помочь нам НИИ УВВС произвело весьма интересную работу - киносъемку
выбрасывания гильз из пулемета, причем, пуская фильм весьма медленно, можно было
изучать своеобразный путь гильз и постепенно подметить причины появления случаев
их заклинивания, а следовательно, и устранить их". Результат исследования -
особым образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий траектории гильз.
В 1928 году авиационный турельный пулемет системы Дегтярева калибром 7,62 мм
поступил на вооружение советской авиации под наименованием ДА (Дегтярева
авиационный). Пулемет ДА являлся основным оборонительным оружием
бомбардировщиков и разведывательной авиации ВВС РККА. 30 марта 1930 году на
совещании у заместителя начальникавооружений РККА отмечалось, что на вооружении
в частях ВВС уже находится 1200 пулеметов ДА и еще готово к сдаче 1000 шт.
Большой популярности пулеметов ДА способствовала взаимозаменяемость деталей с
распространенным в войсках пулемета ДП.
Научно-технический комитет Управления Военно-воздушных сил обратился в
Оружейно-пулеметный трест с просьбой дать задание на конструирование спаренной
установки пулеметов ДА. В работе над созданием такой установки наряду с
Дегтяревым принимали участие И.И.Безруков и Н.В.Рукавишников. Они спроектировали
станок, внесли конструктивные изменения в пулеметы, вызванные условиями их
спаривания и эксплуатации в боевых условиях, разработали систему крепления.
Новый спаренный пулемет ДА-2 состоит двух соединенных вместе пулеметов ДА с
небольшими изменениями. В частности, у них имелся параллельный спуск для
одновременной стрельбы из двух стволов. Стволы ДА-2 были снабжены дульным
тормозом. Верхние деревянные рукоятки были устранены, а взамен между пулеметами
закреплены плечевой упор и подщечник. ДА-2 была первой комплексной установкой в
системе Советских Вооруженных Сил. В дальнейшем комплексные установки нашли
широкое применение главным образом в противовоздушной обороне. Пулемету ДА-2,
хотя он и имел в два раза большую скорострельность, были присущи все недостатки
спаренных установок громоздкость и неудобство в действии, что особенно
чувствительно в авиационном оружии. Кроме того, он не обеспечивал необходимого
темпа стрельбы.
Пулеметы, ДА и ДА-2 устанавливались на самолетах Р-5 и У-2. На бомбардировщиках
ТБ-3 пулеметы, ДА и ДА-2 монтировались на неподвижных турелях ТУР-6 или на
перекатных турелях ТУР-5.
|
Калибр, мм Тип автоматики Темп стрельбы, выст/мин Начальная скорость снаряда, м/сек Масса пулемета, кг Длина орудия, мм Длина ствола, мм Ёмкость магазина Тип патрона |
7.62 газоотвод 500-600 840 7,1 (11,5 со снаряженным магазином) 940 604.5 дисковый магазин на 63 патрона 7,62х54R |
Комментариев нет:
Отправить комментарий